НДС при ввозе судна

14.01.2012

Разъяснен порядок применения НДС в отношении ввозимого на территорию Российской Федерации судна, регистрируемого в Российском международном реестре судов (письмо Минфина России от 06.12.2011 № 03-07-08/344).

Письмо Минфина России от 06.12.2011 № 03-07-08/344

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении ввозимого на территорию Российской Федерации судна, регистрируемого в Российском международном реестре судов, и сообщает следующее.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 Кодекса.

Так, в соответствии с п. 12 данной статьи Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).

Следует учитывать, что применение налога на добавленную стоимость в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения этим налогом при ввозе на территорию Российской Федерации, в том числе судов, подлежащих регистрации в РМРС, осуществляется в порядке, определенном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Положениями ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенными и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

При этом такие товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске товаров на территории Российской Федерации регламентируется ст. 229 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 данной статьи в случаях, когда таможенным органом был осуществлен условный выпуск в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, по истечении пяти лет со дня выпуска товаров указанные ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами прекращают свое действие.

При этом на основании п. 5 ст. 229 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать более короткие или более продолжительные сроки действия вышеуказанных ограничений.

Учитывая изложенное, условием применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в РМРС, является нахождение таких судов в РМРС не менее 5 лет со дня выпуска указанных судов таможенными органами.

При этом смена собственника судна не является нарушением условия предоставления данного освобождения в случае, если в результате такой смены судно не исключается из РМРС.

Поэтому при переходе права собственности на ввезенное судно, зарегистрированное в РМРС, от одной российской организации к другой российской организации на основании договорных обязательств между ними, в том числе от лизинговой компании к лизингополучателю по истечении срока лизинга (5 - 7 лет), без исключения указанного судна из РМРС налог на добавленную стоимость не уплачивается.

Что касается положений п. 6 ст. 161 Кодекса об уплате налога на добавленную стоимость лицом, в собственности которого находится судно на момент исключения его из РМРС, в случае если в течение десяти лет с момента регистрации судна в РМРС оно исключено из такого реестра, то указанные положения применяются в отношении операций по реализации судов, зарегистрированных в РМРС, на территории Российской Федерации и не распространяются на операции по ввозу судов, подлежащих регистрации в РМРС.

Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов при экспорте товаров, в целях соблюдения норм Кодекса налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении таких операций.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров на экспорт, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.

Учитывая изложенное, положения пп. 5 п. 3 ст. 170 Кодекса в редакции вышеуказанного Федерального закона о восстановлении сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету, при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, при экспорте товаров не изменяют для налогоплательщиков, осуществляющих экспортную деятельность на постоянной основе, порядок принятия к вычету соответствующих сумм налога, установленный Кодексом, и распространяются на товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам 18 (10) процентов, но в последующем используемые для экспортных операций.

Указанное восстановление производится в том налоговом периоде, на который приходится дата отгрузки товаров (в том числе основных средств) на экспорт.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной

политики

Н.А.КОМОВА


Источник : www.nds-ks.ru

Назад